2. Люблинская уния 1569 г.
...
Первым
западнорусским вельможей,
который не только расценивал
казаков в качестве
потенциальной военной
машины на службе у
литовского правительства, но
и увидел в них независимую
социальную группу, был
наместник Черкасс князь Дмитрий
Иванович Вишневецкий. Более того, он
сам считал себя казаком и
хотел стать их предводителем.
Это дает нам ключ к пониманию
характера его авантюрных и
трудно поддающихся
объяснению поступков.
Вишневецкий был назначен
наместником Черкасс в 1551 г.
Через два года он направился
в Константинополь и
предложил свои услуги
султану. О мотивах этого шага
можно только догадываться.
Грушевский думает, что
Вишневецкий пытался найти у
султана защиту от крымских
татар [Грушевский.
История Украины-Руси, том 7, 115-116].
Если это так, то он, должно
быть, вскоре разочаровался,
потому что в 1554 г. вернулся в
Черкассы. Как уже было
сказано, Вишневецкий
сотрудничал с Москвой на
протяжении пяти лет (1556-1561 гг.),
а затем вновь вернулся в
Черкассы. Но ненадолго: в 1562 г.
он отправился в Молдавию и
вмешался в борьбу между
двумя соперничающими
претендентами на молдавский
трон. Группа молдаван
предложила стать господарем
самому Вишневецкому, но те,
кто его поддерживал, вскоре
потерпели поражение.
Вишневецкий был взят в плен и
отправлен в Константинополь,
где в 1563 г. был казнен.
Из этого краткого очерка
его карьеры может показаться,
что он был политическим
авантюристом, свободно
менявшим господ. Однако во
всех его действиях ясно
различим один мотив:
организовать казаков для
борьбы против татар и турок (он
понимал, что их следует
рассматривать как единое
целое) [Недавно М.
Голобуцкий предположил, что
Вишневецкий был "феодалом",
главным мотивом которого
было подавить казачье
движение, а не поддерживать
его (Голобуцкий, сс. 71-87).
Предположение
представляется
преувеличением и
неприемлемо для меня]. Он
сотрудничал с Москвой,
планируя уничтожить
Крымское ханство. Увидев, что
внимание царя переключилось
с Крыма на Ливонию, он
покинул Москву и вернулся в
Литву. Здесь он столкнулся с
той же политикой: литовцы
также ориентировались на
Ливонию. Затем он отправился
в Молдавию, которая
находилась под
протекторатом султана.
Посадив подходящего
человека на трон господаря
или обеспечив этот трон для
себя, Вишневецкий мог
надеяться, что удастся
отделить Молдавию от Турции.
Личность
Вишневецкого поразила
воображение украинского
народа, и он стал любимым
героем казацкого эпоса под именем Байда [Грушевский,
История Украины-Руси, том 7, 114-127.
Голобуцкий отрицает какую-либо
связь между личностью
Витневецкого и эпическим
образом Байды (Голобуцкий, сс.
84-87)]. Несмотря на провал
его плана создания казацкой
твердыни в районе
Днепровских порогов, он
вдохновил на это дело новых
казаков. Мы располагаем
точными свидетельствами, что
через двадцать пять лет
после попытки Вишневецкого
казацкая сечь прочно
утвердилась "за порогами"
(Запорожье). Время
от времени сечь перемещалась
с одного днепровского
острова на другой, она
существовала как постоянное
образование. Название
происходит от
соответствующего глагола,
обозначающего "сечь",
"py6ить": место,
защищенное срубленными
деревьями, "деревянная
крепость", как объясняет
это название Д.И. Дорошенко. [Doroshenko,
Narys istorii Ukrainy, 1, 155].
В 1581 г. сечь располагалась
на днепровском острове
Томаковка, ниже Хортицы. К 1594
г. ее переместили на остров
Базавлук, еще ниже по течению.
Именно здесь обнаружил
казаков посланник
императора Рудольфа II Эрих
Ласота (Ляссота) и заключил с
ними договор.
Согласно Ласоте, в
Запорожье было 3 000 казаков, и
еще несколько тысяч на
Украине. Запорожские власти
считали, что у них в
распоряжении 6 000 казаков,
готовых для дальнего
военного похода. Ласота
провел в сечи почти месяц (с 9
июня по 2 июля 1594 г.) и
ознакомился с казацкой
организацией. [Грушевский,
История Украины-Руси, 7, 287-292].
На основании сообщения
Ласоты и других современных
ему свидетельств мы можем
заключить, что сечь в этот
период представляла собой
военный лагерь и являлась
главным центром независимых
казаков (хотя они номинально
признавали суверенитет
короля Польши). Запорожская
община называлась "кош",
слово в древнерусском языке
обозначало "лагерь" и
происходило, по всей
видимости, из тюркского. [Vasmer,
REW, 1, 650].
Кош делился на несколько
частей, каждая из которых
называлась "курень" (по-украински
- куринъ). Это название
происходит из монгольского
языка, в котором слово kuriyen
обозначает палаточный
лагерь, разбитый в форме
большого круга. [G. Vernadsky,
Монголы и Русь.] Люди
каждого казацкого куреня
жили в специальных
помещениях. Во времена
Ласоты такая казарма
делалась из плетня и
покрывалась лошадиными
шкурами; в каждой казарме
проживало 150 человек. Пищу
составляли рыба и хлеб из
просяной или пшеничной муки.
Хотя из некоторых своих
военных набегов казаки
привозили много золота,
серебра и прочей добычи,
настоящей ценностью для них
были только дорогое оружие и
скакуны.
Главу казацкой армии часто
называли "гетманом" -
титул, который носили
командиры польской и
литовской армий. Более точно,
предводитель казаков
назывался атаманом коша -
кошевым (по-украински -
кошовый). Командир каждого
куреня был известен как
куренной атаман. Во время
военных кампаний казацкая
армия подразделялась на
полки. Во главе каждого полка
стоял полковник. Полк
состоял из пяти сотен, каждая
- под командованием сотника.
Сотня подразделялась на
десятки. К высшим
должностным лицам в казацкой
армии относились также
писарь, обозный и есаулы. [Vasmer,
"esaul", REW, 1, 405]
Высшие должностные лица
избирались на общем собрании,
известном как коло, или рада.
Рада же могла в любое время и
отстранить кого бы то ни было
от занимаемой должности. Во
время войны неограниченной
властью обладал кошевой
атаман.
Запорожская армия была
хорошо организована. У нее
были собственные знамена,
военный оркестр, своя казна,
артиллерия, речная флотилия
и лошади. Флотилия состояла
из легких кораблей,
построенных самими казаками,
и галер, захваченных у турок.
Ко времени визита Ласоты у
казаков было пятьдесят
легких кораблей, на каждом из
которых помещалось около
тридцати человек. Ремонтные
лошади содержались на
острове Хортица. Казаки
рассказали Ласоте, что в
прошлом году татары
захватили более 2 000 лошадей,
а у них в то время оставалось
всего около 400.
...
Вернуться к месту
ссылки